Картинка Как коллекторы узнают номера телефонов

Особенности работы коллекторских фирм

Принятый не так давно Федеральный закон № 230-ФЗ, который регулирует деятельность по возврату просроченной задолженности, существенно ограничил возможности коллекторских агентств, структурных подразделений банков и микрофинансовых организаций, занимающихся взысканием задолженности по кредитам и займам.

Так, в статье 4 Закона № 230-ФЗ прописаны условия, при которых кредитор взаимодействует с должником или третьими лицами.

Однако и должник, допустив задержку по платежам, не всегда ведет себя добросовестно. Очень часто при наличии задолженности перед банком он не выходит на связь с кредитной организацией, меняет место жительства и номер телефона.

Кроме того, некоторые заемщики изначально предоставляют недостоверные  или не актуальные контактные данные при взятии кредита. Как правило, клиенты сообщают следующие неверные данные:

  • собственный контактный номер телефона;
  • контактный номер телефона и/или наименование работодателя;
  • номера телефонов родственников и третьих лиц, с которыми фактически отношения не поддерживаются и для связи использоваться не могут.

Пока нет задолженности, у банка нет причин беспокоиться об актуализации персональных данных заемщика. Однако в случае задолженности по кредиту возникает необходимость взаимодействия с должником по вопросу возврата долга. Отсутствие актуальных контактных данных затрудняет работу с должником.

Фото Коллекторское агенство

Такое поведение клиента, как правило, расценивается кредитной организацией как попытка уклониться от уплаты задолженности по кредиту. Впоследствии банк может отказать такому клиенту в реструктуризации кредита или предоставлении рассрочки по платежам. При определенных условиях банк может обратиться с заявлением в правоохранительные органы и использовать подобный факт как доказательство мошенничества.

Чтобы контактировать с должником, банк, микрофинансовая организация или коллекторское агентство, действуя в рамках закона, принимает ряд мер.

При заполнении анкеты клиент подписывает документ, называющийся «Согласие на обработку персональных данных». Своей подписью он подтверждает право кредитора взаимодействовать с третьими лицами.

На такой документ клиенты банка, желая как можно скорее получить кредит, внимания не обращают. А между тем именно на основании этого согласия кредитор осуществляет розыск должника.

Варианты действий службы взыскания

Одним из основных способов выяснения актуальных контактных данных должника являются телефонные звонки на контактные номера, собственноручно указанные в заявлении клиентом. Такие звонки, даже поступающие в установленные законом временные промежутки, достигают сразу нескольких целей:

  • побуждают окружение должника передать ему информацию об образовавшейся задолженности;
  • ставят его в неловкое положение перед окружением;
  • создают дискомфорт для окружения, заставляя испытывать негатив в отношении должника.

В ходе разговора с окружением достаточно часто устанавливается контакт с родственником, знакомым или коллегой должника, который обладает актуальной контактной информацией.  Это позволяет выяснить всю необходимую информацию.

Существует фактор неприязненных отношений. Так, нередко возникает ситуация, когда заемщик, указывая в качестве контактного телефон своего родственника или знакомого, уже ранее допускал просрочки по платежам.

И звонки из банков или коллекторских агентств поступают этому человеку уже не в первый раз. В таком случае ему легче сообщить телефон нерадивого должника, чем в который раз выслушивать расспросы сотрудников.

Другой вариант – указан контактный телефон супруга, с которым в настоящее время брак расторгнут. В этом случае многие бывшие супруги не считают нужным скрывать телефонные номера.

Положительно настроенные к должнику родственники и знакомые также часто предоставляют его данные. Их мотивация – убеждение, что клиент банка должен в рамках закона договариваться с банком, поэтому в его же интересах как можно быстрее начать переговоры.

Другим распространенным способом, которым достигается актуализация контактной информации, является побуждение клиента или его окружения самостоятельно выйти на связь с кредитной организацией (коллекторским агентством).

В частности, отправка на домашний адрес должника информационного письма или счета-выписки достаточно часто приводит к звонку его родственников на телефон горячей линии, указанный в документе.

При этом длительное отсутствие заемщика по этому адресу, как правило, лишь увеличивает вероятность звонка. Если по адресу, куда направлена выписка, проживают родители должника, вероятность их обращения на «горячую линию» еще выше.

В ходе разговора с оператором «горячей линии» окружение клиента получает информацию, которую им можно сообщить в рамках закона. При этом кредитная организация получает нужные сведения о должнике.

Очень широкое распространение получил поиск телефонов и иных контактных данных должника через социальные сети. Меняя телефонный номер, многие не задумываются о том, что аккаунты в соцсетях могут также дать возможность кредиторам связаться с ними.

Очень часто клиент банка, являющийся индивидуальным предпринимателем, публикует на своей странице актуальный на данный момент телефонный номер, по которому с ним могут связаться клиенты. Бывает и так, что заемщик поменял место работы, но его работодатель требует публикации рабочего телефона.

Таким образом, службы взыскания обладают большим количеством инструментов, позволяющих в рамках действующего законодательства установить актуальные контактные данные должника и провести с ним переговоры, направленные на возврат долга.

В любом случае клиенты должны отдавать себе отчет в том, что банки и микрофинансовые организации принимают меры к их розыску, основываясь на законе. Кроме того, уклонение от контактов с кредитором ухудшает финансовое положение заемщика и затрудняет возможность урегулирования создавшейся ситуации.

Оставьте Ваш комментарий и получите бесплатную консультацию юриста