Фотография Куда обратиться с жалобой на работодателя

Налоговая инспекция

Права трудящихся защищены Трудовым кодексом Российской Федерации. Этот законодательный документ определяет некоторые нормы ведения трудовых отношения.

Работодатель обязан заключать со своим сотрудником трудовой договор, обязан предоставлять ему «белую» заработную плату, выплачивать ее, по крайней мере, раз в месяц. Это далеко не полный список действий, которые обязан выполнять работодатель по отношению к своему сотруднику.

Если организация не выполняет правила трудового договора, нарушает действующее законодательство, то работник имеет право подать на него жалобу. Существует несколько инстанций, куда можно обратиться для начала разбирательств.

В налоговую инспекцию следует обращаться, если руководитель уклоняется от уплаты налогов. Понять, что он избегает отчислений в государственный бюджет, очень просто: в таких случаях работодатель выплачивает заработную плату «в конвертах».

Такой оклад называется «черной зарплатой» – работник не регистрируется на предприятии, с ним не составляется трудовой договор, но оплата по результатам работ ежемесячно выплачивается.

Существует также вариант «серой» зарплаты. Работник официально трудоустроен, с ним заключен трудовой договор, однако сумма оклада сильно занижена по сравнению с той, которую руководитель реально будет выплачивать. Например, 20 тысяч рублей выплачивается на расчетный счет, эта же сумма прописана в трудовом договоре.

Но реальная зарплата составляет 50 тысяч, и руководитель выдает еще 30 тыс. рублей наличными, в обход налоговой инспекции.

Во всех вышеуказанных случаях следует обращаться в налоговую инспекцию. Ее сотрудники после установления факта правонарушения могут передать дело в суд, и нанимателю может быть назначен реальный уголовный срок, а не только административное взыскание. С другой стороны, для самого работника такое разбирательство может оказаться не выгодным.

Его основной целью будет взятие налогов у юридического лица, а не отстаивание интересов трудящегося. В связи с этим сотрудник может и не получить причитающейся ему компенсации.

Вышестоящее руководство

Если конфликт возник не со всей бухгалтерий и компанией, а с отдельным должностным лицом, возможно, стоит подать жалобу руководителю организации. Такой шаг будет оправдан в следующих случаях:

  • нарушения трудового законодательства минимальны, длятся в течение короткого промежутка времени, ущерб для сотрудника пока еще не превысил суммы одной заработной платы;
  • есть надежда, что вышестоящее руководство действительно пойдет сотруднику навстречу – например, оно располагается в другом филиале и с работой ближайшего начальства практически никак не связано.

В некоторых случаях рассчитывать на успех жалоб не стоит. Например, если компания переживает тяжелые времена и пока не может выплатить работнику положенную заработную плату, ответ всех руководителей будет одинаковым – денег нет.

Составлять жалобу можно руководителю отдела, филиала или сразу генеральному директору всей компании. Если генеральный директор работает удаленно, появляется в офисе достаточно редко, то лучше обратиться к должностному лицу более низкого ранга – выше вероятность, что он рассмотрит жалобу.

Жалоба составляется в произвольной форме. На ней необходимо указать ФИО получателя, ФИО составителя, оставить подпись, указать дату составления. Если работодатель не принимает жалобу, следует отправить ее же при помощи заказного письма с уведомлением о получении. Спустя месяц молчания при наличии этого уведомления можно обращаться сразу в суд.

Государственная трудовая инспекция, прокуратура, суд

Государственная трудовая инспекция – главный орган, ответственный за разрешение трудовых споров. В его полномочиях наложение административных штрафов на недобросовестного работодателя.

Государственная трудовая инспекция в течение короткого времени после получения жалобы от работника отправляется на предприятие, чтобы проверить жалобу. Если жалоба работника подтвердится в реальности, будут предприняты дальнейшие меры – результаты инспекции будут направлены в прокуратуру.

В прокуратуру можно обратиться в любой момент. Не обязательно делать это после обращения в трудовую инспекцию: можно подать жалобу одновременно или даже до запроса в инспекцию.

Срок рассмотрения жалобы – 30 дней.

Судебное разбирательство является наиболее продуктивным из всех. Обращаться в суд рекомендуется, когда уже были выполнены следующие действия:

  • государственная инспекция проверила условия труда на предприятии;
  • работник направил жалобу организации заказным письмом с уведомлением о получении, но в течение 30 дней руководство не откликнулось.

Если эти требования выполнены, добиться успеха в суде будет не сложно. Иск в суд может подать как трудовая или налоговая инспекция по результатам проверки, так и сам обманутый сотрудник.

Оставьте Ваш комментарий и получите бесплатную консультацию юриста