Картинка Навязывание услуги - закон о защите прав потребителей

Какими законами нужно руководствоваться?

Часто потребителю навязывают услуги, которые ему не обязательно оплачивать. Наиболее распространено подобное в сфере страхования и кредитования, а также услуг сотовых операторов.

Разница в том, что дополнительные договоры страхования человек хотя бы подписывает, то есть он (теоретически) знает об этих услугах, то сотовые операторы часто подключают абонентам платные подписки и услуги, а абоненты об этом даже не знают.

Лишь заинтересовавшись тем, почему деньги списываются с его счета в большом количестве, в личном кабинете на сайте оператора человек выясняет, что ему оказывается некоторое количество платных услуг, которые он не заказывал.  Как же этого избежать? С помощью действующего законодательства РФ.

Основным законом, защищающим потребителя от навязывания услуг, является закон РФ «О защите прав потребителей». Нормы содержатся также в Кодексе РФ об административных правонарушениях (там указана мера ответственности, которая ляжет на плечи стороны исполнения) и в Гражданском кодексе РФ.  

Размер штрафа – 50 000 рублей, он накладывается на должностных лиц, которые навязали услуги и тем ущемили права потребителя.

Уголовная ответственность за навязывание услуг не предусмотрена. Но в ряде случаев действия страховщика или кредитора квалифицируются в соответствии со ст.167 УК РФ – как умышленное причинение вреда имуществу, повлекшее значительный ущерб.

Автокредитование

Когда человек приобретает автомобиль в кредит, транспортное средство поступает в залог банка до полной выплаты. Приобретатель обязан застраховать автомобиль, в противном случае кредит он не получит.

Однако распространено навязывание оформления дополнительного страхования жизни и здоровья приобретателя, что не является обязательным условием для приобретения авто в кредит. Поэтому покупатель не должен страховать жизнь, если не считает это необходимым, и банк обязан принять отказ.

Приобретатель должен тщательно изучить договор кредитования, так как в нем может быть прописано увеличение кредитной ставки, если он отказался страховать жизнь.

Отказаться можно с помощью:

  •        прямого отказа, когда кредитный договор подписывается в банке;
  •        расторжения договора в офисе страховщика в течение 5 суток, установленных законом;
  •        составления иска с требованием расторгнуть договор и обращения с ним в суд.

Банковский кредит

Ситуация аналогична автокредитованию. При приобретении жилья в ипотеку оно должно быть обязательно застраховано. Однако требование об обязательном страховании жизни – незаконно, и клиент должен об этом знать. Он может согласиться на подписание такого соглашения добровольно, но заставлять его никто не вправе.

Чтобы расторгнуть уже заключенный договор страхования жизни, потребуется перечень документов, состоящий из заявления, копий паспорта и договора, а также квитанции об оплате суммы страхования.

Тот факт, что клиент расторгает договор страхования, не означает, что необходимо расторгнуть договор кредитования. Банк обязан соблюдать все условия договора.

Приобретение ОСАГО

Наиболее часто из навязанных услуг встречается оформление дополнительной страховки при оформлении ОСАГО. Банк России именно для контроля над недобросовестными страховщиками принял так называемый «период охлаждения», когда возможен отказ от договора. Он длится 5 дней.

Для того, чтобы отказаться от него, нужно просто подать заявление на отказ от выдачи полиса в произвольной форме.

Страховщик несет обязанность по возврату денег, которые клиент потратил на страхование жизни, в противном случае законодательством предусмотрен штраф до 50 000 рублей.

Услуги сотовых компаний

Чтобы перестать тратить лишние деньги из-за услуг сотовой компании, нужно в личном кабинете на сайте оператора кликнуть на вкладку «Услуги» и отписаться от всех платных услуг и подписок, которые являются активными.

Возможно, некоторые из них изначально были бесплатными, но потом перестали быть таковыми. Часть подписок подключается в мобильном Интернете, а пользователь об этом не знает.

Для возвращения средств, истраченных на ненужные услуги, потребуется составление претензии. Если сделать это по правилам, большинство мобильных компаний возвращают деньги полностью или частично.

Если же поступил отказ, абонент вправе обратиться в Роскомнадзор с жалобой на действия оператора либо же подать исковое заявление в суд.

Чтобы осуществить защиту своих прав, абонент должен тщательно контролировать расходы со своего счета. Если ежемесячные расходы превышают сумму, указанную в тарифном плане, клиент вправе обратиться к оператору связи и потребовать отказаться от тех услуг, которые не подключал.

Оставьте Ваш комментарий и получите бесплатную консультацию юриста