Изображение Закон о защите прав потребителей - возврат товара

Какой товар подлежит возврату?

О том, что в нашей стране существует «Закон о защите прав потребителей», знают многие, но, увы, лишь единицы хорошо разбираются во всех тонкостях и нюансах этого нормативно-правового акта.

А меж тем ежедневно тысячи людей оказываются в ситуации, когда приобретенный накануне товар не оправдал их ожиданий. Как и при каких условиях можно вернуть покупку и избежать финансовых потерь? Давайте разбираться подробнее.

В обществе бытует мнение, что вернуть можно лишь бракованный товар. Это заблуждение. На самом деле «Закон о защите прав потребителей» предусматривает возможность возврата вещей и без недостатков.

Причины могут быть самые разные: товар не подошел по размеру, не вписывается в интерьер, или же покупатель просто передумал его покупать. Правда, есть несколько нюансов, которые следует учитывать.

Согласно действующему закону, возврату не подлежат:

  • лекарства, средства личной гигиены, косметика, парфюмерия и бытовая химия;
  • автотранспортные средства, прицепы, велосипеды, скутеры, лодки, катера и прочие средства передвижения;
  • сложные бытовые приборы (микроволновые печи, телевизоры, холодильники, пылесосы и прочее);
  • ювелирная продукция; книги, журналы; ткани и швейные принадлежности;
  • домашние питомцы и растения; продукты питания и посуда из полимеров;
  • строительные материалы, оружие, боеприпасы.

Мебель тоже не подлежит возврату. Исключение составляют лишь предметы интерьера, изготовленные на заказ – если они по вине продавца не соответствуют ранее оговоренным параметрам, то заказчик имеет право отказаться от покупки и потребовать обратно свои деньги.

Список товаров, подлежащих возврату, не такой внушительный. В него входят обувь и кожно-меховые изделия, посуда, садово-огородные инструменты и рыболовные принадлежности, канцелярия, спортивный инвентарь и товары для туризма и активного отдыха, а также простые бытовые приборы (утюги, фены, электрические чайники).

Телефоны тоже подлежат возврату, а вот смартфоны – нет, поскольку считаются сложными приборами из-за высокой технической оснащенности, сравнимой с компьютером.

Условия возврата товаров

Главное, о чем следует помнить – сроки возврата товара, предусмотренные законом. У каждого покупателя есть ровно 14 дней на то, чтобы определиться, подходит ему приобретенная вещь или нет, выявить возможные дефекты. По истечении двух недель претензии уже никто не примет.

Продавец обязан принять вещь обратно или обменять ее на аналогичную модель (если причина возврата – брак или отсутствие необходимых комплектующих), если покупатель обратился в предусмотренные законом сроки. При этом обязательными условиями являются сохранность бирок, этикеток и упаковки, отсутствие царапин, сколов и вмятин, наличие кассового чека.

Как правило, основание для возврата – устное обращения покупателя, но юристы рекомендуют иметь письменное подтверждение. Следует заранее подготовить два экземпляра заявления: одна копия остается у продавца, другая – у клиента.

Не стоит скандалить и настаивать, если вдруг сотрудники торговой точки откажутся принимать заявление. Просто отправьте его заказным письмом в главный офис компании.

Помните, что«Закон о защите прав потребителей» обязывает продавца заменить некачественный товар на качественный в течение недели, или же вернуть деньги клиенту, если аналогичной модели больше нет в продаже. В случае, если замена товара не может быть осуществлена в 7-дневный срок, магазин должен предоставить клиенту альтернативу – качественную вещь для временного пользования.

Экспертиза

Безусловно, зачастую покупатели сталкиваются с категоричным отказом продавцов принимать товар, мотивированный тем, что товар поврежден в результате эксплуатации.

В этом случае клиент имеет право потребовать проведения экспертизы, которая проводится за счет магазина, или же обратиться в не заинтересованную организацию для экспертной оценки – после предъявления результата продавец обязан возместить убытки. Сроки процедуры занимают в среднем от 15 до 45 дней.

Если по какой-то причине покупателя не устраивает результат экспертизы, он может обжаловать его в мировом суде.

Что делать, если чек не сохранился? Несмотря на то, что кассовый чек является одним из основных документов при оформлении покупки, бывают ситуации, когда товар вернуть нужно, а нужная бумага утеряна. Отчаиваться не стоит. В такой ситуации нужно найти свидетеля сделки и вместе с ним обратиться в магазин для возврата или обмена товара.

Конечно, доказать правоту будет сложнее, но шансы весьма высоки. Да и руководство крупных торговых точек не заинтересованы в скандалах и разбирательствах с клиентами, поэтому скорее всего попытаются разрешить конфликт полюбовно, не доводя дело до суда.

Оставьте Ваш комментарий и получите бесплатную консультацию юриста